Заключение — отрывок из реферата Герменевтика и философия образования

Гуманитарная педагогика, или философия образования, развитая как одна из «наук о духе», обладала и обладает рядом особенностей:

  • философская рефлексия о процессе и системе образования неотторжима от переживания и понимания принципиальной историчности значения и действенности норм и целей образования;
  • эта рефлексия имманентна социальным процессам вообще и процессам развития образования в частности, составляя его неотъемлемую часть и осуществляясь в самом процессе жизнедеятельности индивидов;
  • по мере развития гуманитарной педагогики ее взаимоотношения с эмпирически и каузально ориентированной психологией усложнились, в последней стали видеть способ контроля за гуманным воспитанием и гуманитарным образованием;
  • теория имеет значимость в социально-историческом и ситуативно-прагматическом контекстах.

Дильтей рассматривал герменевтику как единственный метод, который исключает все другие методы гуманитарных и социальных наук.

Дильтей расширяет значение педагогических концепций, превращая их в длительное, ценное, устойчивое ядро национальной жизни. Хотя гуманитарная педагогика в Германии испытала после Второй мировой войны влияние критической теории Франкфуртской школы, прежде всего исследований Г. Бланкерца, Клафки, Г. Гассена и Молленхауэра, однако метод гуманитарной педагогики — метод реконструкции, вчувствования и вживания в процесс и акты образования — противостоял методам критической и эмпирико-аналитической философии образования.

 

Список литературы

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия Учебник Издание второе, переработанное и дополненное —М «Проспект», 1998.
  2. Гребенюк Т.Б. История педагогики и образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bffsa.com/files/editors/Doc/izvestia/15-2011/content/istoria_pedagogiki_obrazovania.pdf, свободный. — (Дата обращения — 14.01.2013)
  3. Джордж Р. Н. Философия и образование. Введение в христианскую перспективу. Перевод с английского, предисл.и примеч. М.В.Бахтина. — СПб.: Анима, 2001.
  4. Дильтей В . Собрание сочинений. Том I . Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. М., 2000.
  5. Дильтей, Вильгельм [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%EB%FC%F2%E5%E9,_%C2%E8%EB%FC%E3%E5%EB%FC%EC, свободный. — (Дата обращения — 14.01.2013)
  6. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm, свободный. — (Дата обращения — 14.01.2013)
  7. Микешина Л.А. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура / Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.
  8. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. — СПб.: РХГИ, 2004.
  9. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.—сост. Б.М. Бим-Бад. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
  10. Племенюк М. Г. Проблема понимания в педагогической науке [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/plemeniuk_83_17_28.pdf, свободный. — (Дата обращения — 14.01.2013)
  11. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 7-10.