Совершенствование и перспективы развития стоматологической помощи взрослому населению на примере города Домодедово Московской области — страница 13-14

Организация работ по развитию системы стандартизации и управления качеством медицинской помощи в муниципальном образовании или регионе, как правило, включает в себя три этапа[1].

I этап, подготовительный, — организация работ по развитию системы стандартизации и управления качеством медицинской помощи на территории. Включает в себя создание структуры Органа управления, занимающегося вопросами стандартизации и контролем качества оказания медицинской помощи.

II этап — практическое внедрение нормативных документов системы стандартизации в ЛПУ территории.

III этап — переход к автоматизированной системе контроля качества медицинской помощи ЛПУ территории.

Право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне субъектов Российской Федерации определено Приказом Минздравсоцразвития от 31 декабря 2006 г. N 905 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи»[2]. Контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи на конкретной территории также участвуют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Таким образом, создан определенный структурный и методический механизм координации работ по развитию системы стандартов здравоохранения на национальном и региональном уровнях.

Одним из механизмов повышения качества оказываемых услуг, в т.ч. и в здравоохранении, является саморегулирование. Указанный механизм подробно изложен в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[3], в соответствии с которым должно осуществляться создание некоммерческих саморегулируемых организаций, разрабатывающих стандарты и правила оказания услуг, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Одним из перспективных направлений в части создания саморегулируемых организаций в здравоохранении является стоматология. Это обусловлено тем, что значительные объемы стоматологических услуг оказываются частными медицинскими организациями. С одной стороны, стоматологические услуги относятся к наиболее востребованным у населения и на них всегда существует высокий и относительно устойчивый спрос. В то же время, с другой стороны, сфера стоматологической помощи является одной из проблемных в части организации постоянного и действенного контроля: органы управления здравоохранения за исключением процедуры лицензирования не имеют права вмешиваться в деятельность частных стоматологических организаций; большинство указанных организаций не участвуют в реализации программы ОМС и соответственно никак не связаны с контролем качества медицинской помощи со стороны страховщиков.

[1] Любова О.Ю., Тучик Е.С., Попова Т.Г., Коврик  С.А. Организация системы стандартизации для оценки и повышения качества оказания стоматологической помощи // Медицинское право, 2008, N 2.

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 N 905 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2007 N 9079) // Российская газета, N 60, 23.03.2007.

[3] Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6076.