Система налогов и сборов в Российской Федерации — страница 21-22

Кроме того, следует подчеркнуть, что налоговые органы, являясь активными проводниками налоговой политики, преследуют ее основную цель — постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов в бюджеты всех уровней. То есть эффективно организованная работа налоговых органов влияет на рост налогового потенциала территорий.

Специалисты предлагают для компенсации неравномерности уровня развития регионов наряду с совершенствованием перераспределения бюджетных потоков, в первую очередь, необходимо сосредоточиться на вопросах расширения налоговой базы тех налогов, которые поступают в бюджеты соответствующих территорий. Решать эти задачи целесообразно через развитие налогового федерализма, способствующего сочетанию, в соответствии с действующей Конституцией РФ, налоговых интересов федерации и ее субъектов в процессе разграничения их налоговых полномочий[1].

С 2012 г. с целью снижения уровня дифференциации налоговых поступлений между регионами начинают работать инструменты, позволяющие более равномерно распределять поступления от налога на прибыль между субъектами РФ. Речь идет о поправках в НК РФ, касающихся вопросов контроля за трансфертным ценообразованием и введения понятия консолидированной группы налогоплательщиков. Внесенные поправки подразумевают ужесточение контроля за ценообразованием между взаимозависимыми компаниями, что должно создать дополнительные препятствия для использования трансфертного ценообразования в целях перемещения прибыли между регионами. В то же время внесенные поправки предоставляют налогоплательщику возможность создать консолидированную группу, что, в свою очередь, позволит ему вести специальную консолидированную отчетность. Преимущества такого подхода заключаются в том, что уплата налога на прибыль организаций в данном случае осуществляется исходя из финансового результата в целом по консолидированной группе налогоплательщиков.

Существующая дифференциация регионов и муниципалитетов по уровню налогового потенциала не позволяет формировать доходы бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов. Поэтому одной из главных задач развития межбюджетных отношений является совершенствование методических подходов к распределению финансовой помощи. Эти подходы должны основываться на использовании групп показателей, характеризующих налоговый потенциал конкретного региона, достигнутый в нем уровень жизни населения, эффективность налогового администрирования. Следует увеличить оказание финансовой помощи из федерального и региональных бюджетов в форме целевых программ, реализуемых соответственно в регионах и муниципальных образованиях[2].

В свете укрепления финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, создания стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты, а также на фоне динамичного развития и совершенствования не только законодательства о налогах и сборах, но и российского природоресурсного законодательства, становления земельного и экологического права как отраслей законодательства для Российской Федерации, как никогда актуально введение налога на недвижимость. С одной стороны, это обусловит развитие межбюджетных отношений в русле ранее заданного курса, а с другой — может составить «альтернативу» земельному налогу, введенному в часть вторую Налогового кодекса РФ в качестве местного налога.

 

 

 

 

[1] Пинская М.Р. Вопросы налогового федерализма в концепции федеративных финансов // Налоги и налогообложение. 2011. N 1.

[2] Слепов В.А., Шуба В.Б., Бурлачков В.К. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы, 2009, N 3.