Система налогов и сборов в Российской Федерации — страница 19-20

Лидерами по темпам роста оказались следующие регионы: Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Магаданская область, Чукотский АО, Республика Адыгея. Одновременно с этим в Вологодской области было зафиксировано снижение налоговых доходов на 30,41%. При сравнении 2011 и 2010 гг. можно отметить увеличение налоговых доходов в реальном выражении в 77 регионах. При этом в Республике Алтай наблюдалось, напротив, сокращение даже в номинальном выражении. По отношению к уровню 2008 г. в 2011 г. было зафиксировано снижение налоговых доходов в номинальном выражении в Тюменской и Вологодской областях[1].

Внутри субъектов РФ растет централизация средств на региональном уровне. В связи с чем сокращается собственная доходная база бюджетов местных органов самоуправления, увеличивается их дотационность. Тревожит низкий уровень собственных доходов местных бюджетов – в пределах 5-8%. К сожалению, существенно не улучшила ситуацию и реализация Программы развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г., принятая Правительством РФ в августе 2001 г. [2]

Между тем в обязанности муниципалитетов входит: ремонт дорог, модернизация котельных и теплотрасс, обновление парка общественного транспорта, решение задач социального характера и др. Федеральный бюджет переложил на регионы финансирование стимулирующей части в фонде оплаты труда педагогов. Неизбежный дефицит покрывается за счет субвенций и субсидий, выделяемых на конкретные цели (зарплату, коммунальные услуги, социальные выплаты), и безадресных дотаций, которых хватает только на «латание дыр». В результате местные администрации теряют заинтересованность в том, чтобы вкладываться в развитие своих территорий. Бедные муниципальные структуры знают, что им в любом случае спустят дотацию на самое необходимое. А богатым зарабатывать невыгодно, так как денежные средства уйдут в федеральный бюджет.

1.1        Направления совершенствования налоговой системы для оптимизации влияния на экономику регионов

Доходы консолидированного бюджета субъекта Федерации состоят из собственных доходов, т.е. полностью или частично закрепленных на постоянной основе за региональными и местными бюджетами налогов и иных платежей; отчислений от регулирующих налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) на очередной финансовый год, а также на долгосрочную перспективу (не менее чем три года) безвозмездных либо возмездных перечислений в разных формах из средств вышестоящего бюджета.

Безусловно, закрепленные налоги имеют преимущества перед регулирующими в части укрепления собственной доходной базы региона, однако надо учитывать, что немногие субъекты РФ имеют экономическую базу для этого. Необходимо разумное сочетание закрепленных и регулирующих налогов. Снижение нормативов отчислений от регулирующих налогов или полная их отмена восполняются на местах не увеличением доли собственных доходов, а дотационными формами межбюджетного регулирования.

Результаты исследований, проводимых в области межбюджетных отношений, показывает, что более 80% налоговых доходов региональных и местных налогов формируется за счет отчислений от федеральных налогов[3]. Установление единых нормативов отчислений в бюджеты субъектов Федерации без учета особенностей и специфики территорий практически не способствуют выравниванию уровня их развития, приводят к росту количества дотационных бюджетов. В Российской Федерации в связи с резким различием регионов по уровню экономического развития, целесообразно дифференцировать нормативы отчислений от регулирующих налогов по субъектам Федерации, но при этом должны применяться единые критерии дифференциации[4].

[1] Россия в цифрах, 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2012.

[2] Алиев Б. К. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // http://www.cnfp.ru/publish/journal/2011/2011-07-conference.pdf

[3] Бурьков С.М. Механизм интеграции регионов России в систему мировой экономики // Экономика региона. 2005. N 2. С. 51.

[4] Гаджиева М.А. Рост налогового потенциала территорий как способ сокращения различий в социально-экономическом развитии субъектов РФ // Налоги (газета), 2008, N 39.