Система налогов и сборов в Российской Федерации — страница 15-16

Глава 1               Влияние налогов и сборов на развитие регионов в Российской Федерации

1.1        Особенности распределения налогов и сборов по уровням бюджетной системы

Результаты анализа современного состояния и тенденций развития бюджетной системы России, выполненные в первой главе, свидетельствуют о следующем.

В бюджетной системе РФ концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны. В 2011 г. доходы консолидированного бюджета России вместе с доходами внебюджетных фондов и таможенными сборами составили 16 169  млрд руб., или 39,2% валового внутреннего продукта (ВВП).

В период с 1998 по 2011 гг. наблюдалась тенденция усиления централизации бюджетных средств на федеральном уровне РФ.  Если в 1998 г. в федеральном бюджете РФ аккумулировалось 47% доходов консолидированного бюджета страны — 686,8 млрд руб., в 2002 г. — 51%, то в 2011 г. доходы федерального бюджета составили 9275,9 млрд руб., или 57,36% от консолидированного бюджета РФ.

Особенностью российской бюджетной системы является превышение расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышение доходов федерального бюджета над его расходами. Эта тенденция противоречит общемировой практике, согласно которой в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.

Начиная с 2001 г. доля налоговых доходов субъектов РФ в налоговых доходах консолидированного бюджета России опустилась ниже уровня в 40% и на протяжении всех последующих 10 лет находилась в указанном пределе (минимальное значение было в 2005 г. — 30,9%). Данное распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы за последнее десятилетие во многом объясняется более высокими темпами роста нефтегазовых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, по сравнению с темпом роста налоговых доходов, зачисляемых в субнациональные бюджеты. При этом в результате экономического кризиса, пик которого пришелся на 2009 г., произошло увеличение доли налоговых доходов субъектов РФ в соответствующих доходах консолидированного бюджета России с 33,2% в 2008 г. до 36,6% в 2009 г. Основная причина — резкое падение доходов федерального бюджета от НДПИ и таможенных пошлин. При этом доля региональных бюджетов без учета ресурсных платежей и таможенных пошлин также несколько увеличилась в 2009 г.: на 1,1 п.п. — с 53,7 до 54,8%. Во многом это было обусловлено устойчивостью поступлений от НДФЛ во время кризиса (1666,2 млрд в 2008 г. и 1665,8 млрд руб. в 2009 г.)[1].

Как видно из результатов анализа, бюджетная система РФ отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов.

Причины этого состоят в следующем.

Как известно, последние годы были ознаменованы сокращением доходов местных бюджетов. Произошло это в связи с принятием части II Налогового кодекса РФ (НК РФ), который отменил ключевой для муниципалитетов местный налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы; централизовал в федеральном бюджете весь НДС; ввел плоскую шкалу подоходного налога; отменил налог с продаж. В то же самое время Бюджетный кодекс РФ[2] (БК РФ) определил принцип самостоятельности бюджетов, а также принцип их сбалансированности. Это означает, что предусмотренные в бюджете минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците следует иметь источник его покрытия. В сложившихся условиях органы местного самоуправления были поставлены в полную зависимость от решений федеральных и региональных органов власти и отчислений от налогов, дотаций и субвенций, которые они получают сверху.

[1] Российская экономика в 2011 году тенденции и перспективы-М., Институт Гайдара, 2012. С.  72

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.