Система налогов и сборов в Российской Федерации — страница 13-14

Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета, стал рост мировых цен на энергоносители, увеличивший  доходы федерального бюджета на 3,2 п.п. ВВП. Цена нефти в рассматриваемый период оказалась существенно выше (на 31,1 долл. за баррель) аналогичного показателя 2010 года и составила 109,4 доллара за баррель.

Рис. 1.5. Поступления основных налогов в бюджет в 2007–2011 гг., % ВВП

Восстановление внутреннего спроса привело к росту поступлений налогов на потребление –  внутреннего НДС и акцизов. Этот фактор добавил федеральному бюджету еще 0,5 п.п. ВВП.

Рост объемов импорта отразился на увеличении поступлений по налогам на импорт и импортным пошлинам, что прибавило доходам федерального бюджета  0,4 п.п. ВВП.

Стоит отметить также, что с 2011 года ставка НДПИ на газ была увеличена на 61%, это привело к росту доходов федерального бюджета на 0,1 п.п. ВВП.

Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета, самым главным стало укрепление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил  8,8%. Укрепление рубля привело к падению нефтегазовых доходов  и доходов от внешней торговли в рублевом выражении и снизило доходы федерального бюджета на 1,4 п.п. ВВП.

Отставание роста физических объемов добычи и экспорта нефти и газа от темпов роста ВВП уменьшило доходы федерального бюджета на 0,4 п.п. ВВП.

Зачисление в федеральный бюджет в 2010 году инвестиционного дохода нефтегазовых фондов, которое, как уже говорилось выше, существенно повлияло на  объем доходов федерального бюджета. Поскольку в 2011 году объем инвестдоходов в был не столь значительным, произошло снижение доходов по графе «доходы от государственного имущества» на 0,1 п.п. ВВП по сравнению с 2010 годом[1].

Совокупное влияние прочих факторов увеличило доходы федерального бюджета еще на 0,2 п.п. ВВП.

Реформы, проводимые в российском обществе в последние годы, обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства, а избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают «налоговые оазисы», создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них[2].

 

 

 

[1] Экономическая экспертная группа. Министерство Финансов. Обзор экономических показателей // http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/2012_02.zip

[2] Прудиус Е.В. Проблемы совершенствования налоговой системы России // Налоги и финансовое право. 2009. № 2. С. 209