Система налогов и сборов в Российской Федерации — страница 5-6

Необходимо отметить, что налоговая система в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству (особенно заметно по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)). Сократился объем валютной выручки. В настоящее время наблюдается некоторое оживление мировой экономики. Растут цены на сырьевые товары, что стимулирует рост доходов российских нефтегазовых компаний и, соответственно, запускает мультипликативный механизм в смежных отраслях промышленности[1].

Но эксперты расходятся в оценках продолжительности данных тенденций. Многие предрекают российской экономике вторую волну кризиса и дальнейший спад.

В НК РФ дан исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые составляют налоговую систему страны и могут устанавливаться и взиматься с юридических лиц и граждан (ст. ст. 12 — 15, 18 НК РФ).

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3).

Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система налогообложения организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Первый уровень — федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доход физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Эти налоги создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Это соответствует мировой практике с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество организаций и налогом на имущество физических лиц[2].

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают налог на имущество физических лиц и земельный налог.

[1] Павлова Л.П., Понкратов В.В. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики // Финансы. 2010. N 4.

[2] Чхутиашвили Л.В. Современная система налогообложения в России: формы и методы налогового контроля // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 9.