Трансформация сбережений населения в инвестиции — страница 133-134

Внешняя стабилизация российской банковской системы в последнее десятилетие способствовала росту вкладов населения в банках, при этом отмечался высокий прирост сбережений на депозиты. В определенной мере это объясняется и переводом многими предприятиями и организациями, в том числе государственными, заработной платы сотрудников на банковские счета, доступ к которым обеспечивался пластиковые карточками международных или локальных платежных систем. Об этом говорит резкое увеличение объемов денежных средств населения в банках, активно включившихся в данные программы.

Несмотря на увеличение доли использования денежных доходов населения на покупку иностранной валюты в последние годы, оценка объема наличной иностранной валюты на руках у населения вызывает определенные трудности, так как граждане не только покупают, но и продают иностранную валюту, а также используют ее на покупки товаров и услуг при поездках зарубеж, переводят на счета заграничных банков, вкладывают в зарубежную недвижимость. Высокой остается и доля неорганизованных сбережений населения в форме наличной национальной валюты.

Среди причин сохранения достаточно высокого уровня неорганизованных сбережений населения можно выделить следующие.

  1. Слабость российской банковской системы и неравномерность ее развития.

В московском регионе по-прежнему сосредоточена большая часть российских банков (более 50%), среди них наиболее крупные и надежные. В регионах банковские услуги и продукты оказываются недоступными для значительной части населения.

  1. Доверие к банковской системе еще полностью не восстановилось, несмотря на созданную систему страхования вкладов (ССВ).

Большая часть населения вообще не знает о существовании ССВ.

Успешное развитие российской банковской системы, переориентация деятельности банков на взаимодействие с реальным сектором экономики повысило их роль как институтов, осуществляющих трансформацию сбережений населения в инвестиции. Однако замедление темпов роста многих показателей свидетельствует о том, что как в банковском секторе, так и в экономике в целом, существует ряд нерешенных проблем, которые сдерживают дальнейшую активизацию участия банков в инвестиционном процессе.

В настоящий момент в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда производственная и социальная сферы экономики нуждаются в широкомасштабных инвестициях для модернизации и структурной перестройки, а все еще значительные денежные сбережения тезаврируются в виде национальной и иностранной валюты на руках у населения.

Для решения вопросов повышения производительности механизма трансформации сбережений населения в инвестиции в ЗАО «Райффайзенбанк» по-иному посмотреть на организацию всех бизнес-процессов внутри Банка.

Прежде всего, следует акцентировать внимание всего коллектива на организации качественного комплексного обслуживания клиентов, добиться тесного взаимодействия бизнес-подразделений для достижения лучших результатов. Планирование текущей деятельности на еженедельной /ежедневной основе позволит достигнуть более детальной согласованности в работе подразделений, определять приоритеты целей и задач бизнес-подразделений в масштабе банка в целом.

Координировать и контролировать систему комплексного обслуживания клиентов во всех обособленных подразделениях ЗАО «Райффайзенбанк» призван созданный в 2008 году Комитет по работе с клиентами. Расширение спектра предоставляемых услуг должно осуществляться как результат непрерывного мониторинга конкурентной среды, постоянного пересмотра и обновления стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления, в том числе путем тиражирования продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания.