Теоретические подходы к исследованию телесности человека — страница 16-18

1          Бихевиоризм

Бихевиоризм — (от англ. behaviour, biheviour — поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Направление в психологии, начало которому было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона[1] «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Уотсон Джон (1878-1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др[2]. Предпосылки для возникновения бихевиоризма складывались задолго до этого: прежде всего, в работах по изучению психики и поведения животных Ж Леба и Э. Торндайка и в трудах И.П. Павлова, развивающих идеи об условных рефлексах.

Бихевиористы не в большей степени обращаются к неврологическим фактам, чем к данным интроспекции. Считается, что знания причин человеческого поведения — какие стимулы причинно обусловливают те или иные ответные реакции — достаточно для объяснения этого поведения. Достоинства и недостатки бихевиоризма как метода в психологии логически независимы от возможных решений проблемы сознания и тела. Если иметь в виду, что, даже если дуализм сознания и тела истинен, бихевиоризм все же мог бы быть лучшим методом объяснения поведения, но если материализм был бы истинным, то бихевиоризм мог бы и не быть лучшим методом для объяснения поведения[3].

Человек в поведенческих подходах рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением. Индивид расширяет свой репертуар поведения через процессы социального обучения, познавая свои ошибки. В процессе консультирования создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения, формируется опыт продуктивного поведения для реальной окружающей среды. Окружающая среда рассматривается как источник управления стимулами и подкрепления. Она либо формирует, либо нейтрализует поведение индивидов, когда они ведут себя в ней неадаптивно в результате неподходящих или неадекватных систем подкрепления.

Благодаря работам собственных психоаналитиков: Брилла, Салливана, Ф.Александера и неофрейдистов Фромма, Адлера, Ранка, Хорни, американская версия психоанализа трансформировалась в «эго-психологию». Не ставя перед собой грандиозную задачу полной трансформации «ид» в «эго», она озабочена практическими, прагматическими аспектами: укреплением силы Я, развитием и оптимизацией защитных механизмов. Ребенок не считается «запрограммированным созданием». Он наделен нейтральными врожденными характеристиками (темперамент, уровни активности) полностью формируется межличностными факторами. Базовая потребность ребенка — потребность в безопасности, принятии и одобрении со стороны значимых взрослых и его характер определяется качеством взаимоотношений с этими взрослыми. Ребенок не управляется инстинктами, однако наделен энергией, любознательностью, свободой телесного выражения, потенциалом роста и желанием безраздельно обладать любимыми взрослыми. Так как взрослые не могут позволить даже любимым детям безраздельно обладать собой — то здесь естественное противоречие может стать источником конфликта между естественной тенденцией роста и потребностью в безопасности и одобрении. Конфликт развивается в том случае, если поглощенные собственными проблемами родители не могут обеспечить безопасность и поощрить автономный рост. В таком случае компромисс между ростом и безопасностью всегда будет достигаться за счет роста[4].

[1] Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. -М.: Психология, 2004. С.43

[2] Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. С. 29

[3] Прист С. Теории сознания [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://albooking.net/book_40_glava_6_GLAVA_2._LOGICHESKIJJ_BIKHEVIO.html, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

[4] Вахромов Е. Самоактуализация в психологии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/170.html?current_book_page=5, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)