Теоретические подходы к исследованию телесности человека — страница 13-15

1          Психоаналитический подход

В психологии особое место в разработке телесности, конечно же, принадлежит психоаналитическому направлению. Теория психоанализа  всегда была одной из немногих, в которой человек представал как существо телесное, а не только наделенное психикой и разумом. Значимость инстинктов — это, прежде всего, значимость телесности, в которой коренятся глубинные детерминанты человеческой жизни и судьбы.

Существенное место в психоаналитической психологии телесности занимает «патологический» контекст. Пережитый индивидом опыт социализации переводится в символическую форму. З. Фрейд рассматривает образ Я в тесном единстве с телесными переживаниями: «Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности»[1]. Причем любые психические акты он выводит из биологической природы тела, указывая также на значимость для психического развития человека социальных связей и взаимодействия с другими людьми.

Фрейд подчеркивал важную роль тела как психологического объекта в развитии Эго-структур, а также в генезисе психопатологии, например, в развитии симптомов конверсионной истерии, где особенно важны телесные нарушения.

Психоанализ сумел уловить то, что телесные феномены могут выходить далеко за границы своего содержания, приобретая жизнь в новых смыслах. Основные усилия исследователи этого направления сконцентрировали на ответе на вопрос, «почему» конфликт приобрел телесное выражение, а не «как» он это делает[2]. Ответу на вопрос «почему» посвящены многочисленные работы самого 3. Фрейда и его последователей — представителей классической психосоматики. В самом общем виде они сводятся к тому, что «конверсия на орган» символически разрешает аффективно заряженную ситуацию. Возникновение многих заболеваний можно понять на основе тенденции вытесненного влечения, проявляющегося через расстройство органа, и существует понятная связь между содержанием конфликта и клиническими симптомами. «Выбор органа» определяется его символическим значением и связью с содержанием конфликта. «Психологический симптом — конверсия с помощью органов тела, на языке тела в форме аллегории воплощает конфликтный смысл»[3] (Арина, 1991, с. 47).

Найти ответ на вопрос, «как» это происходит, в работах психоаналитиков значительно сложнее. Для самого 3. Фрейда этой проблемы не существовало. В этом он достаточно твердо стоял на позициях физиологизма конца XIX в., искавшего за каждым телесным проявлением соответствующий физиологический процесс. Хотя в его работах нигде нельзя найти прямого утверждения, можно, тем не менее, предполагать, что в тех случаях, когда речь шла не о реальном заболевании, возникшем в результате конфликта, а о символических жалобах, источником телесных сенсаций была некая либидинозная энергия, понимаемая в стиле П.Жане или А. Бергсона.

А.Ш. Тхостов констатирует, что самые современные психоаналитические исследования в интерпретации психосоматических отношений не слишком отличаются от условно-рефлекторных схем и теории оперантного обуславливания[4].

А. Адлер,  изучая  особенности  формирования  личности  в  онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом Я  и  самооценкой. В частности,  он  утверждал,  что  некоторые  типы  человеческого  поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой  ущербности тела.  Так,  Адлер  выделял  пять  основных  областей  жизнедеятельности,  в которых у человека  может  возникать  чувство  неполноценности:  физическая, умственная,  психологическая,  социальная  и  экономическая.  Первая   может включать в себя  такие  явления,  как  недоразвитие  органов,  инвалидность, деформации,  уродства,   физическая   слабость,   ожирение,   болезненность, сексуальная фрустрация и т.д[5].

Позднее Адлер пришел к отрицанию правомерности разделения личности  на психическую и соматическую составляющую: он считал, что личность может  быть понята только как целая, неделимая единица. Изучать  человека,  разлагая  на атомы, значит не постигнуть полностью природу  человека.  По  Адлеру  вопрос стоит ни «Как сознание воздействует на тело?», ни «Как тело воздействует  на сознание?»,  а  скорее  «Как  личность  использует  тело  и   сознание   при достижении целей?»: «можно было бы предположить, что для  определения  того, где лежат интересы ребенка, нам нужно только выяснить, какой орган  является дефектным. Но не все так просто. Ребенок воспринимает  факт  неполноценности органа не так же, как  его  видит  внешний  наблюдатель;  он  модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида[6].

Э. Эриксон предложил наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития рассматривать и психологические стадии развития, по мере прохождения которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и к своей социальной среде. В своих работах он описывал стадию идентификации личности и путаницы ролей, соответствующую 12-18 годам и совпадающую с кризисом подросткового возраста. Для Эриксона телесность подростка, приобретающая на этом этапе развития особую значимость, выступает как важнейшая предпосылка формирования его идентичности и Я-концепции в целом[7].

Психоанализ указал на огромную роль телесности в формировании психосоматического симптома (З. Фрейд), самооценки (А. Адлер), идентичности (Э. Эриксон) и других компонентов самосознания личности.

 

[1] Фрейд З. Я и Оно. — Л.: Академия, 1924. — С. 363.

[2] Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С. 45—53.

[3] Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С. 47.

[4] Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М.: Смысл, 2002. С. 131.

[5] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

[6] Мосак Г. Адлерианская психотерапия// Журнал  практической  психологии  и    психоанализа. 2000. № 4, с. 61-69.

[7] Самозванова Е.А., Андропова Л.О. Проблема телесности в истории психологии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/12/3187, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)