Теоретические подходы к исследованию телесности человека — страница 1-3

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 2

1      Культурно-историческая концепция телесности. 3

2      Гуманистический подход. 9

3      Психоаналитический подход. 13

4      Бихевиоризм. 17

Заключение. 20

Список литературы. 22

Приложение. 2

5

 

 


Введение

Проблема человеческого тела как одного из средств социальной коммуникации и орудия социального воздействия была актуальной на всех культурно-исторических этапах развития человеческого опыта. Тем не менее, особое значение данная проблема имеет сегодня. В современном мире наблюдается всплеск интенсивного развития телесно ориентированных социальных практик (особых техник строительства тела – бодибилдинг, натуропатическое питание; возрождение танцевальной и физической культуры, увлечение восточными практиками тела, гимнастики, смены пола, попытки достижения бессмертия – креоника и т.д.)[1].

Важно подчеркнуть, что значимость исследования телесности возрастает на фоне новых реалий современной жизни. Ускоряется динамика развития всех сторон общественной жизнедеятельности и в зависимости от этого усиливается роль стрессогенного фактора во взаимоотношениях людей. Растет степень комфортности жизни в развитых странах и, как следствие, обостряются проблемы со здоровьем, вызванные гиподинамией, современным питанием и т.п. Популяризацией «телесности» занимается целые социально-экономические структуры и институты (массажисты, визажисты, стилисты). В современном мире «тело» человека стало мощной метафорой элитарной потребительской культуры. Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии, психофизиологии, разработка специфических телесных техник для решения психотерапевтических задач способствуют увеличению внимания к человеческой телесности не только со стороны ученых, но и широкой общественности.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

 

 

 

1          Культурно-историческая концепция телесности

В целом, в современной психологии принято определение телесности как особой феноменологической реальности, представляющей собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире.

И.Б. Быховская определяет телесность как характеристику, возникающую на пересечении природного и социокультурного, которая объединяет и материализованные, объективированные последствия этого «пересечения»[2], и те качества — «знаки» тела, или интегральные сверхчувственные качества (В.П. Кузьмин) телесности, которыми сам объект не обладает, но которые приданы ему сообществом[3].

В рамках культурно-исторической концепции предпринята попытка соединить в единой концептуальной схеме онтогенез телесности и актуалгенез психосоматических расстройств исходя из идеи Л. С. Выготского о формировании интрапсихических функций из интерпсихических (П. Д. Тищенко, В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. Ш. Тхостов, Г. А. Арина и др.). Это позволило рассмотреть процесс становления психосоматических отношении как неразрывно связанный с развитием эмоциональных процессов в ходе взаимодействия матери и ребенка, который подчиняется законам развития высших психических функций (Г. А. Арина, В. В. Николаева, А. Ш. Тхостов и др.).

Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме стала концепция Л.С. Выготского, выдвинувшего мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании: «Нужна не физиологическая психология (Wundt), а психологическая физиология. Главное: возможность, вносимая сознанием, нового движения, нового изменения психофизиологических процессов, новых связей, нового типа развития функций — в частности, исторического с изменением межфункциональных связей — случай невозможный в плане органического развития психологической системы. Возможность социального сознательного опыта, а отсюда и первичность сознательных структур, строящихся извне, через общение, что невозможно для одного, возможно для двух… Идея психологической физиологии»[4].

[1] Заржицкая О.А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psytel2009/issue/40803_full.shtml, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

[2] Быховская ,  И . М. Культурология: от определения к самоопределению / Александрова И.  Быховская И. Культурологические опыты. — М., 1996.

[3] История марксистской диалектики». М., 1971, стр. 181-184.

[4] Выготский Л. С. Записные книжки // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1978. №2, с. 89-95.