Деятельность органов государственной власти по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних (на примере ОП ¦ 7 УМВД России по городу Екатеринбургу) — страница 64-66

Заключение

Последние годы (с 2005 по 2011 г.) характеризуются устойчивой тенденцией снижения количественных показателей преступности несовершеннолетних. Динамика последнего 2011 года позволяет говорить об устойчивости этой тенденции. Так за 9 месяцев 2011 года выявлено 54,4 тысячи несовершеннолетних преступников, что составило 6,2% от общего количества выявленных преступников, тогда как годом раньше удельный вес несовершеннолетних преступников составлял 6,5%.

Статистические сведения МВД России за 2010 г. свидетельствуют, что среди выявленных лиц, совершивших преступления, каждое пятнадцатый является несовершеннолетним. Несовершеннолетними является каждое десятое (10,4%) лицо, совершившее тяжкое преступление, каждое четвертое — совершившее вымогательство (25,0%), каждое пятое — неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (21,4%), каждое шестое — привлеченное за грабеж (16,7%) каждое восьмое — совершившее преступления в сфере компьютерной информации (13,1%).

Несмотря на то что в целом статистические данные органов внутренних дел и суда по итогам последних лет свидетельствуют об определенной стабилизации обстановки в сегменте совершения преступлений в подростковой среде, эталонными они не являются, и (в противовес снижению удельного веса преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, общему уменьшению числа осужденных) некоторые показатели, а именно крайне высокая доля особо тяжких преступлений, групповых преступлений с участием совершеннолетних в качестве организаторов группы, свидетельствуют о необходимости активизации профилактической работы в сфере как первичной, так и рецидивной преступности не достигших восемнадцатилетия лиц.

Под профилактикой подразумевается целесообразное предупредительное воздействие на отдельных граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственных интересах, так и в интересах общества.

Профилактика правонарушений — совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

В решении задач предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних принимают участие различные государственные органы, общественные организации, отдельные граждане. В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основы правового регулирования деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних установлены Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних должна основываться на принципах демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению поведения с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основными задачами программы профилактической работы среди несовершеннолетних являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, склонных к девиантному поведению;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.