Деятельность органов государственной власти по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних (на примере ОП ¦ 7 УМВД России по городу Екатеринбургу) — страница 59-61

Эффективность профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних зависит от следующих условий.

  1. Своевременность. Несвоевременное принятие профилактических мер может повергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе.

Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное развитие личности, оздоровить с помощью организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация скажется на поведении личности.

  1. Упреждаемость. Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть. Так, педагог, зная о склонности подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу — залог предупреждения асоциального поведения подростка.
  2. Дифференцированность. В процессе профилактической работы важен дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации.
  3. Последовательность. Последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего. Алгоритм последовательных мер следующий: сначала используются методы убеждения, рассчитанные на самосознание субъекта, на его потенциальные возможности самому критически осмысливать и корректировать свое поведение. Эти методы также анализируются педагогами, родителями, представителями государственно-общественных организаций и другими заинтересованными лицами. Если такие формы не оказывают существенного влияния, то следует использовать меры, реализующие общественную, дисциплинарную, административную ответственность.
  4. Комплексность. Способствует интеграции нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательно взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.
  5. Соблюдение компетенции. Данное требование предполагает обеспечение своевременности, достаточности, законности профилактических мер.

Перечисленные требования к профилактической работе среди несовершеннолетних требует организации оптимальных психолого-педагогических условий:

  • опору на положительные стороны подростка;
  • участие ученического коллектива (через общественные органы и органы самоуправления);
  • планирование и программирование как обязательный элемент организации профилактической работы;
  • обязательный контроль за подростками (несовершеннолетними), посещающими занятия в учебных заведениях;
  • неотвратимость общественного воздействия на каждый случай нарушения дисциплины[1].

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками ПДН рассматривается не как изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений.

Проведение совместных мероприятий службами профилактики правонарушений несовершеннолетних должно идти по следующим направлениям профилактической работы:

  • обеспечение сотрудничества правоохранительных органов с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными учреждениями в планировании, организации и содержании профилактических мер;
  • разработка и использование правильных критериев оценки такой работы с обозначенными учреждениями;
  • профессиональная подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними, вооружение их всем комплексом педагогических средств борьбы с правонарушениями;
  • совместная организация родительского всеобуча;
  • организация и методическое обеспечение правового воспитания подростков;
  • организация непрерывного информационного взаимодействия между всеми субъектами профилактической деятельности;
  • проведение совместных мероприятий на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды.

[1] Махов Ф.С. Жить без проступков и правонарушений. М., 2006. С. 74.