Деятельность органов государственной власти по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних (на примере ОП ¦ 7 УМВД России по городу Екатеринбургу) — страница 56-58

С 2007 г. в Красноярском крае активно идет процесс внедрения ювенальных технологий в профилактической работе с несовершеннолетними[1]:

  • формируется практика выстраивания взаимодействия ювенальных составов судов с ведомствами и социальными службами, занимающимися профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
  • разработана по заказу Правительства края федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» и прошла публичное обсуждение концепция «Основные этапы и процессы становления ювенальной юстиции нового поколения в Красноярском крае»;
  • совершенствуется практика индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • идет становление и апробация работы ювенальных служб на базе отдельных учреждений по делам молодежи;
  • реализуется ряд региональных и муниципальных программ и проектов по внедрению и использованию ювенальных технологий с несовершеннолетними, оказавшимися в «зоне риска».

Личность молодого человека складывается под влиянием той среды, которая постоянно его окружает: семья, учебный или рабочий коллектив, круг друзей и знакомых, характер связей и отношений. Интенсивность отрицательного их воздействия значительно возрастает в связи с неправильной организацией социально-педагогических условий и отрицательной психологической атмосферой в сфере окружения молодого человека. Профилактику преступлений среди молодежи как социальное явление следует рассматривать в аспекте создания социально-педагогических условий и факторов, способствующих предупреждению негативных проявлений[2].

На современном этапе возникает настоятельная необходимость воспитания каждого молодого человека культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Это возможно только при создании соответствующих социально-педагогических условий и благоприятной социально-психологической атмосферы в институтах воспитания. По мнению Л.И. Мищика и Ю.А. Гапона[3], осуществить эффективное воспитание невозможно без социальных и педагогических условий, которые либо существуют, либо их необходимо еще формировать. По мнению ученых, первое — это гуманная позиция воспитателя в воспитательном процессе; второе — создание социально-педагогических комплексов; третье — условия для закрепления и развития творческой деятельности воспитанника.

Современная профилактическая деятельность выдвинула на передний план компонент осмысления личности несовершеннолетнего, требующего индивидуального решения вне зависимости от решения, произведенного субъектами профилактики, и отражающего каждую конкретную ситуацию.

Изучение личности несовершеннолетних, их семей, условий воспитания — все должно проводиться по специальной программе. Данная программа требует сотрудничества правоохранительных органов и образовательных учреждений. Реализация ее позволит получить исчерпывающие сведения о несовершеннолетних, условиях, в которых воспитывается подросток, его родителях, какая работа проводится с ним в образовательном учреждении и на этой основе разработать меры предупреждения правонарушений.

Как показывает опыт, не всегда родители в силу недостаточного уровня психолого-педагогической подготовки, занятости на работе или просто нежелания заниматься воспитанием детей оказывают должное внимание своим детям. Это обусловливает необходимость использования правоохранительными органами целенаправленных, систематических, педагогических, правовых знаний, всех форм и методов работы с семьей с целью оказания помощи в формировании правовой личности. Поэтому особое место в профилактической работе отводится деятельности правоохранительных органов с неблагополучными семьями, как первыми институтами социального поведения детей. По данным психолого-педагогических исследований Г.М. Миньковского, по степени их отрицательного влияния на подростков выделяют следующие группы семей[4]:

  • 1-я группа — родители, поведение которых дает бесспорные основания для лишения родительских прав: хронические алкоголики, морально распущенные лица, родители, систематически принимающие недозволенные методы воздействия на детей;
  • 2-я группа — родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и демонстрирующие плохой пример младшим;
  • 3-я группа — «проблемные семьи», где родители конфликтуют друг с другом и уклоняются от воспитания детей;
  • 4-я группа — «педагогически слабые семьи», в которых родители видят свои функции исключительно в удовлетворении престижных запросов детей.

Таким образом, ранняя профилактика правонарушений подрастающего поколения должна начинаться в семье и заключаться в организации систематического целенаправленного воспитательного воздействия в отношении поведения ребенка.

Как отмечают авторы, ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — это осознанная, преднамеренная деятельность, предусматривающая достижение промежуточных и конечных целей, осуществляющихся комплексно на всех уровнях. Все обозначенные структурные подразделения органов внутренних дел соподчинены по уровням профилактики задачам, функциональным признакам, субъектам предупредительной деятельности и многим другим признакам[5].

[1] Резолюция Круглого стола по проблемам применения ювенальных (примирительных) технологий в профилактической работе с несовершеннолетними в Красноярском крае (22 декабря 2010 г., г. Красноярск) // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 2.

[2] Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь, 2008, N 10.

[3] Мищик Л.И., Гапон Ю.А. О социально-педагогической концепции воспитания. М., 1991. С. 103.

[4] Миньковский Г.М. Взаимодействие школы и правоохранительных органов в предупреждении и коррекции правонарушающего поведения учащихся // Вопросы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Ташкент, 1983. С. 151.

[5] Простяков В.В. Психолого-криминологические условия профилактики девиантного поведения несовершеннолетнего // Юридическая психология. 2010. N 2.