Деятельность органов государственной власти по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних (на примере ОП ¦ 7 УМВД России по городу Екатеринбургу) — страница 50-52

В целом можно констатировать, что современное международное сообщество предлагает сделать акцент не на проблеме: является ли несовершеннолетний преступник особой жертвой, а перевести изучение вопроса в другую плоскость — рассматривать всех подростков под углом зрения их возрастных признаков и объяснять правонарушения спецификой возраста. Категоричность выражения такой позиции, естественно, вызывает возражения. Очевидно, что нужно различать проявление возраста в поведении подростка и негативные изменения его личности, обусловленные освоением преступного поведения. Позитивной чертой позиции современного международного сообщества является презентация несовершеннолетнего правонарушителя как активного участника профилактических мероприятий.

Во многих зарубежных странах накоплен богатый опыт работы социальных служб при судах, достаточно эффективно защищающих права и интересы несовершеннолетних. Например, во Франции значительное место в процессе по делам несовершеннолетних занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Французским процессуальным законодательством предусмотрено проведение «социального исследования», завершающегося составлением специального досье, что является обязательным процессуальным требованием. Такое исследование судья может проводить сам либо поручить его сотрудникам воспитательной службы при суде, которые принимают, направляют, сопровождают, проводят мероприятия по ресоциализации с несовершеннолетними, которые им были поручены судьей или прокурором. Воспитатели предлагают судье педагогические меры для решения вопроса; контролируют выполнение решений судьи и составляют для каждого ребенка индивидуальный план воспитательной работы[1].

В настоящее время в нашей стране рассмотрением большинства дел о правонарушениях несовершеннолетних занимаются два органа: суд и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия). При этом к компетенции судов относятся дела несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, а в ведение комиссий входят дела об объективно противоправных общественно опасных деяниях неделиктоспособных подростков, а также о совершенных ими административных правонарушениях и антиобщественных поступках. Комиссия в силу организационных недостатков и дефектов ее правового статуса не в состоянии справиться с возложенными на нее обязанностями по ряду причин.

По мнению кандидата педагогических наук Н.Н. Савиной (из ее личного опыта работы в комиссии), большинство заседаний комиссии носят формальный характер. Как правило, они проводятся один-два раза в месяц и длятся несколько часов с рассмотрением 10 — 15 дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. В большинстве случаев при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссии ограничиваются применением к правонарушителям мер ответственности и крайне редко решают вопросы, связанные с оказанием им необходимой государственной и общественной помощи. Воздействие комиссии на окружающий несовершеннолетнего социум выражается лишь в привлечении родителей или лиц, их заменяющих, к административной ответственности, хотя чаще всего материалы дел свидетельствуют о неэффективности этой меры[2].

Комиссии — одни из основных субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, ее ключевое звено. В самом деле, если исходить из нормативной регламентации, именно комиссии должны обеспечивать функционирование единой комплексной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, определять профилактический аспект деятельности входящих в нее органов и учреждений, выполнять по отношению к ним контролирующие функции. Однако комиссии не наделены властными полномочиями, которые могли бы способствовать их реальному осуществлению. Их решения воспринимаются другими субъектами профилактики только как рекомендательные.

В настоящее время комиссии превратились в своеобразные административные суды. Отсутствие специальной подготовки у членов комиссий приводит к тому, что проблемы социально-правовой реабилитации несовершеннолетних остаются без внимания. Практика показывает, что комиссии не могут оказывать должного влияния на состояние подростковой преступности.

Предупреждение преступности несовершеннолетних — важная общегосударственная задача, для реализации которой требуются усилия всех субъектов профилактики, действующих в разных регионах России. Необходима разработка новых программ с использованием инновационных подходов, новейших педагогических и психологических методов и приемов.

В различных регионах Российской Федерации реализуются государственные программы, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением правительства Москвы от 25 февраля 1997 г. N 137 в Москве были созданы городской и межрайонные центры «Дети улиц». Основная цель работы центров — профилактика безнадзорности, правонарушений, ВИЧ/СПИДа, наркомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Центры принимают детей и подростков по направлениям Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, учреждений системы образования либо по личному обращению. Возраст принимаемых детей от 12 до 18 лет.

[1] Леженникова И.М. Участие социальных работников при судах в процессе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (история и современность) // Администратор суда. 2010. N 2. С. 27 — 29.

[2] Савина Н.Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 5. Ноябрь.