Деятельность органов государственной власти по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних (на примере ОП ¦ 7 УМВД России по городу Екатеринбургу) — страница 23-25

Кроме того, в гражданском законодательстве существует такое понятие, как эмансипация, которое означает, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

По общему же правилу малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18-ти лет наделены частичной дееспособностью. Статьей 28 ГК РФ установлено, что за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением мелких бытовых сделок; сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Рис. 3. Динамика числа несовершеннолетних, тыс. чел.

В целом динамика удельного веса несовершеннолетних в общем объеме населения отрицательная. Однако, если соотнести общее количество выявленных несовершеннолетних преступников, то можно видеть, что их число снижается более быстрыми темпами, чем удельный вес этой социальной группы.

Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регулируются рядом федеральных законов.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[1] устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в правовом, социальном, жилищном, духовном и воспитательном аспекте. В частности, ст. 15 данного Закона предусматривает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющими недостатки в физическом или психическом развитии; детей — жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей — жертв насилия; детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; детей, проживающих в малоимущих семьях; детей с отклонениями в поведении; детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[2] устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что имеет большое значение для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.

[1] Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.

[2] Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, N 17, ст. 1643.