Выбор маркетинговой стратегии выхода компании на внешние рынки — страница 38-40

Рост потребления в странах АТР обусловлен несколькими факторами. Во-первых, прирост населения: по данным ООН к 2030 году в странах Восточной и Юго-Восточной Азии будет проживать более 670 млн чел. Во-вторых, в странах АТР растет благосостояние населения, это приводит к увеличению спроса на продукты, для производства которых требуется фуражное зерно и комбикорма. В-третьих, это высокие темпы урбанизации и связанные с ними изменения вкусовых предпочтений в структуре потребителя – увеличивается потребление хлебобулочных изделий и лапши быстрого приготовления из пшеничной муки. В странах АТР отчетливо прослеживается тенденция роста потребления, при этом за исключением Китая в странах наблюдается сокращение количества пахотных земель и в результате страны вынуждены заняться поиском поставщиков.

Другой особенностью рынка является то, что наряду с такими транснациональными трейдерами, как Cargill, Glencore и прочие, работают крупнейшие японские универсальные компании, обладающие колоссальными финансовым возможностями, объектами инфраструктуры рынка, как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. В частности речь идет о портовых терминалах, элеваторах, перерабатывающих предприятиях и розничных торговых сетях.

Еще одной важной особенностью рынка, является то, что экспорт в таких крупнейших странах-импортерах, как Япония и Китай осуществляется под контролем государства. А в тех странах, где государство не контролирует экспорт, он сосредоточен в руках нескольких компаний.

Рассмотрим структуру импорта в странах АТР. В Японии с 1951 года действуют несколько механизмов контроля над импортом зерна и муки. Основным является способ, когда министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства закупает зерновые конкретного сорта и качества и ведет продажу на внутреннем рынке по фиксированной цене. Импорт зерна в Японию осуществляется, в основном, из США, Канады и Австралии. С 1 октября 2010 года начнет действовать новая система закупок пшеницы. В Японии будут проводиться регулярные тендеры – 3 раза в месяц, и 1 раз в месяц тендер по системе закупка-перепродажа. Ожидается, что с введением новой системы российскую пшеницу смогут и будут закупать на регулярной основе.

Главным направлением в развитии экспортно-импортных тенденций Китая является программа правительства на увеличение собственного производства зерна на 50 млн т до 2020 г. Тем не менее, Китай активно работает над увеличением импортных возможностей из Казахстана. Последнее время наметилось сближение позиций по вопросам фитосанитарных требований в отношении карантина растений и с Россельхознадзором РФ. Но экспорт пшеницы из России в Китай запрещен.

Тайвань импортирует зерновые кроме риса на 97%. Основными импортерами являются США и Австралия. Россия имеет хорошие шансы на этом рынке. Учитывая близость и политическую силу Китая, мы можем предполагать, что доля импорта из Китая будет возрастать. Россия имеет большие шансы на экспорт пшеницы небольшими партиями через порты Дальнего Востока, а также контейнерами, т.к. 43% импорта попадает в страну таким способом. Однако здесь придется конкурировать с мукомольной пшеницей из США.

Южная Корея – вторая по объемам импорта страна в Юго-Восточной Азии. Основным поставщиком является США, Австралия, Канада, Китай, Евросоюз. Фуражная и продовольственная пшеница поставляется также из России и Украины. Предполагается, что в сезоне 2009/10 г. Южная Корея импортирует около 3,6 млн т зерна, из которых 2,1 млн т – для производства муки и 1,5 млн т – на фураж. Импорт зерна в Южную Корею осуществляется путем прямых переговоров с экспортерами, либо через тендеры, объявляемые мукомольной ассоциацией Южной Кореи. На рынке этой страны работают всего 10 мукомольных предприятий, причем 4 их них контролируют 3/4 рынка.

Рынок Северной Кореи жестко регулируется правительством. При этом страна не производит тот объем продукции, который необходим для продовольственной безопасности, основными импортерами являются Китай и Южная Корея.

В Индонезии, Вьетнаме, Таиланде, Малайзии основным продуктом потребления является рис, однако также потребляют большие объемы пшеницы, которую в основном везут из Австралии. Здесь нет столь жесткого государственного контроля как, в Китае и Японии. Импорт зерновых культур преимущественно не облагается пошлиной. Тендеров на закупку не проводится, в части стран импорт зерна лицензируется.

Важной особенностью, с которой придется сталкиваться российским экспортерам, – особенности определения качества зерна. На указанные рынки поставки осуществляются в соответствии с американскими, канадскими и австралийскими стандартами. Российский же ГОСТ ориентирован на внутренний рынок и не знаком потребителям из стран АТР. Для организации масштабных поставок зерна на этот рынок, необходимо использовать стандарты основных стран экспортеров.

Но главной особенностью рынка АТР является ориентированность на потребителя и требования к качеству зерна. Качество зерна должно быть стабильным и понятным для потребителя. Зерно определенного качества используется для производства определенного вида продукции. Например, японскую лапшу производят исключительно из австралийского зерна.

Конкурируя, экспортеры осуществляют партии зерна, ориентированные на конечного потребителя. Так австралийские экспортеры производят необходимый микс перед отправкой партии в Южную Корею для производителей лапши быстрого приготовления, обеспечивая содержание протеина, а также необходимые требования по содержанию крахмалу, золы, текстуре и цвету муки. Также поступают экспортеры из США. Не учитывая этих особенностей рынка, организовать экспорт зерна в страны АТР будет невозможно. Большинство стран, особенно Япония большое внимание уделяет санитарным нормам поставляемого зерна. Перечень остаточного содержания пестицидов и токсинов занимает не одну страницу, но при малейшем нарушении этих норм зерно, даже из стран – традиционных экспортеров, не принимается[1].

[1] Тенденции социально-экономического развития Юго-Восточной Азии и Арабских стран [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://yurii.ru/ref10/particle-263526.php, свободный. — (Дата обращения — 21.01.2012).